Мифы о чип-тюнинге

Последние годы чип-тюнинг оброс множеством мифов, часть которых я постараюсь тезисно разъяснить в этой статье.

1. Что это такое?

Чип-тюнинг - это модификация программы управления двигателем, в результате которой достигаются некие цели, чаще всего - улучшение динамики машины.

2. Мне важно сохранение гарантии. Дилер обязательно увидит чип-тюнинг на плановом ТО...

Сильно зависит от множества факторов. Подавляющее количество автопроизводителей от мало- до среднебюджетных машин ограничиваются только одной системой контроля: контрольная сумма. Если пихать одну и ту же прошивку в разные машины - безусловно, значение будет другим. Если это делает специалист - ему достаточно озвучить данное пожелание. Увы, таких от силы 3-5% от общего числа.

Некоторые производители из верхних ценовых сегментов имеют несколько иную систему контроля, например, счётчики программирований другими блоками; но и её не очень сложно обойти; например, осуществив перепрограммирование ЭБУ вне автомобиля, и/или в "бут-режиме".

Запомните простую вещь: у грамотного чип-тюнера возможностей во множество раз больше, чем у диагноста дилерского центра. Дилерский сотрудник может манипулировать  дилерским сканером, и только. У него нет средств для считывания и изучания прошивки. Более того, это ему прямо запрещено.

Далее - на простом ТО через пост диагностики проходит конвейер. Задача диагноста за 0,1-0,2 нормочаса втупую прогнать через сканер и дилеский портал машину на предмет наличия/отсутствия ошибок; и предписаний производителя по гарантии. Больше за положенные ему 100-200 рублей никто ничего выявлять не будет.

3. Нет разницы, где делать. Все делают одно и то же!

Современный рынок чип-тюнинга представляет из себя  иерархичную структуру: несколько опытных калибровщиков/настройщиков, изготавливающих прошивки, и огромное количество "посредников", исполнителей, промежуточных звеньев между калибровщиками и владельцами машин. 

Более 90% предложений на рынке чип-тюнинга - это всего лишь непосредственная услуга по "заливке" модифицированного файла в блок управления вашей машины. Зачастую чип-тюнер даже не может сказать, кто автор прошивки, какого рода изменения сделаны, не говоря уже о том, чтобы откорректировать прошивку под ваши пожелания, или внести необходимые поправки.

Более того, на этом рынке, как и везде, полно и воровства, и поделок неизвестного происхождения.

Гарантию хорошего результата можно получить в том случае, если прошивка делается при вас, и под вас.

4. Результат +50%!

Множество рекламы говорит о космических прибавках - 25% и более. Это почти недостижимые, и околоспортивные значения с огромным трудом можно получить на некоторых версиях турбированных моторов, не говоря уже о ресурсности и безопасности.

Нормальные, относительно безопасные значения абсолютной прибавки для атмосферных двигателей - 5-10%, для турбированных бензиновых моторов - 10-15%, для турбодизелей 10-20%

Подобные рекламы с гигантскими прибавками - чистая ложь.

5. Сколько лошадей прибавится?

Необходимо различать то, что разгоняет машину, и то, что делает работу. Машину разгоняет крутящий момент, а мощность - эфемерная, расчётная величина, говорящая лишь о том, какую максимальную работу теоретически может проделать двигатель. Для повседневной езды гораздо важнее значения крутящего момента, и характер его прироста.

Например: мощность рассчитывается по сложной формуле, одним из самых больших множителей в которой являются обороты двигателя. Соответственно, максимальную работу (мощность) мотор выдаст в зоне максимальных оборотов. Часто ли вы пользуетесь мощностью? Даст ли вам что-то прибавка в лошадиных силах?

Антипример: пользуясь всё той же формулой, для двигателя, допустим, установлены значения 200 л/с при 6500 об/мин., на которых установлена программная отсечка. Пользуясь настройками, я отодвигаю отсечку до 7000 об/мин. Расчётная мощность вырастет примерно до 215-220 л/с. 

Можно ли заявить, что мощность вырастет на на 7-10%? Да.

Даст ли это вам что-нибудь в процессе эксплуатации? Нет.

Опять же, многие забывают про эффект "комфортной, предсказуемой реакции на педаль", который трудно связать с абстрактными цифрами. Если прежнее нажатие на педаль вызывало задумчивость, и провалы, а последующее было острым, чётким - это тоже наша работа,и это тоже прибавка, правда, её трудно перевести в цифры "лошадей".

6. Ресурсность

Всё зависит от двух составляющих: правильно сконструированный двигатель, и/или правильная эксплуатация и обслуживание; корректность прошивки. Тем не менее, правильно сделанная прошивка не оказывает принципиального влияния на ресурс двигателя.

7. Ожидания и реальность

Периодически возникает такой вопрос, что прирост от прошивки явно есть, но "какой-то не такой". Часто этот нюанс связан с завышенными ожиданиями. Не стоит ждать, что полуторатонный автомобиль с атмосферным двигателем 1,6 превратится в ракету, законы физики одинаковы для всех.

8. Расход топлива

Чип-тюнинг не уменьшает расход топлива!!! Он не нацелен на экономию никоим образом. В некоторых режимах, при некоторых условиях возможна незначительная экономия, но это не цель, а побочный эффект приращения крутящего момента. Если пользоваться прибавившейся динамикой "на полную", то и расход вырастет. При сохранении манеры езды расход останется прежним.

9. Экологичность, "Евро-2" и т.д.

Простая, динамичная прошивка не имеет отношения к эконормам. И никак их не снижает, и не повышает.

"Евро-2" - это обиходное выражение не означает, что эконормы снижаются. Это означает только то, что компоновка экологической системы схематично становится похожей на ту, при которой вводились эти нормы. Например, часто удалённый по старости, и/или неисправности катализатор вынуждает перенастраивать систему управления двигателем под его отсутствие.

10. Ремонт чип-тюнингом.

Очень часто причиной обращения за прошивкой является неисправность. "Машина стала хуже ехать, сейчас сделаю прошивку, и она поедет, как новая, или лучше". Неисправный автомобиль необходимо чинить, а не прошивать, и точка. Порядочный и ответственный чип-тюнер обязательно выяснит эти нюансы, и откажет в работе по таким обращениям.

Прошивкой можно отключать вторичные, паразитные, экологические системы, но не принципиально важные.